Магнаты в кальвинизме...
Светской власти.
Сильный взрыв на Западе не мог не оказать определенное влияние на религиозную ситуацию
В ВКЛ. Официально началом Реформации считается основание в 1553 г. первой
19> 19
19
Кальвинистской общины (сбора) в Бресте. Лютеранства в ВКЛ было распространено
Преимущественно среди горожан иноземного происхождения, причем гораздо раньше: в 1535
Упоминается об учреждении в Слуцке с разрешения князя Юрия Олельковича первого
Лютеранского сбора на белорусских землях.
Широкими кругами населения на наших землях был поддержан кальвинизм. Он
Манил людей требованиями отмены церковных налогов и землевладения, дешевой
Церковью, общинами с самоуправлением. Магнаты в кальвинизме видели церковь,
Независимую от католической Польши и православной Московии. Патроном кальвинистского
Движения в Беларуси стал виленский воевода Николай Радзивилл Чёрный (1515-1565). Он
Превратил свою резиденцию в Несвиже в центр кальвинизма в ВКЛ. Здесь работали
Гимназия, типография, издавались книги на древнерусском и польском языках.
Сторонниками кальвинизма были выдающиеся деятели белорусского культуры Симон Будный,
Астафей Волович и Василий Тепинский. Крупнейшими центрами кальвинизма на белорусских
Землях стали Вильнюс, Брест, Заславль, Новогрудок, Слуцк и другие города. Кальвинисты
Основывали школы (в том числе для девочек), типографии. Талантливая молодежь на деньги
Меценатов выезжала учиться в университеты Западной Европы.
В 1562-1565 гг. на белорусских землях из кальвинизма выделяется радикальный
Направление - антитринитаризм (арианство), патроном которого стал Ян Кишка. Его
Представляли два течения: 1) радикальная, плебейской-крестьянская, сторонники которой
Отрицали многие христианские догматы, выступали против верховной власти и
Государственных учреждений, национального и религиозного гнета, за создание бессасловнага
Общества; 2) умеренная, дворянско-бюргерской. Арианские сборы не были такими