Национальный фактор определялся...
Б. Тарашкевич, И. Дварчанина, Р. Ширма и др. Его друзья выступали за белорусский
Школу, готовили новые учебники, создавали читальни, кружки самообразования. В конце
20-х гг. под давлением общественности было открыто 18 белорусских школ. Идейным
Руководителем ТБШ стал ученый-филолог, литератор, автор "Белорусского грамматики для
Школ "(1918) Бронислав Тарашкевич. Настоящими центрами белорусского языка и
Культуры становятся Белорусский институт хозяйства и культуры (1926 - 1936),
Белорусские гимназии в Вильнюсе (1914 - 1944), Новогрудке, Несвиже, Радошковичах, Клецке,
Будславе (закрыт в конце 20-х - начале 30-х гг.). В виленских издательствах
Выходят "Хрестоматия белорусского литературы Хи век - 1905 год" Горецкого
(1922), "Хрестоматия новой белорусского литературы (от 1905 г.)" И. Дварчанина (1927),
Учебники
Для
Белорусских
Школ
С. Рак-Михайловского,
С. Павловского,
Белорусскоязычные журналы и газеты ("Молния", "Путь молодежи», «Летопись ТБШ"
("Белорусский летопись"), "Белорусский источник" и др.). В 1921 г. на базе частной
Коллекции белорусского археолога и этнографа И. Луцкевича по инициативе Белорусского
Научного общества (1918-1939) был основан Виленский белорусский историко
Этнографический музей. В научной и культурно-просветительской работе активно участвовали
В. Ластовский, А. Станкевич, Б. Тарашкевич, братья Луцкевичи и др.
Во время, когда в БССР начался процесс свертывания белорусизации,
Противостояние принудительной полонизации в Западной Беларуси способствовала активизации
И объединению белорусского интеллигенции. Национальный фактор определялся как главный в
Социально-политической борьбе. В конце 20-х - 30-е гг. политика польского правительства
Окончательно повернулась к ликвидации белорусских национальных центров
(Издательств и изданий, культурно-просветительских организаций).
Для западнобелорусской литературы характерно преобладание поэтического жанра, который