После издания Устава Вяликаго...
После издания Устава Вяликаго княжества Литовского 1529 обычного права стало отводиться только вспомогательная роль в регулировании тех правоотношений, не были предусмотрены законом, что проявлялось и в функционирования ния суда общины.
Но обычай продолжал занимать важное ческое ся в жизни «людей простого состояния», в том числе в правовых досаботаже попыток. Наиболее показательным в этом смысле является шиРокко сохранение в среде в первую очередь сельского населения так называемой традиции «старины». Эта традиция распавсюжвалася на самые разные сферы жизни и понималось меНовита как незыблемое обычное право. 234 Многие документы свидетельствуют о том, что в начале суд общины, выездной суд не был явлением, характерным для всего ВКЛ, но был традиционным только для белорусских земель ВКЛ.
И. Спрогис отмечал, что члены Виленской археографической комиссии для подготовки специального тома, посвященного копном судам, обработали около 300 книг городские судов (Брестского, Вилькамирсского, Волковысского, Гродненского, Каунасском, Лидского, Минско го, Мозырского, Новогрудского, Пинского, Расиенскага, Слонимсского, Слуцкого, Трокского и упитский) за 1560 1699 году и абсалютная большинство свидетельств о существовании и деятельности выездной судов касается именно территории Югославии. В материалах Вилкамирсского, Каунасском, Расиенскага и упитский городские судов вообще не было найдено никаких сведений о существовании и деятельности на подсудных им территориях догнать судов. Суд общины, по свидетельству многочисленных сведений, признавался властью, а в XVI в. выездной суд был не только официально признан, но и законодательно закреплены государством в качестве одного из институт Тута судебной системы. Например, в Статуте ВКЛ 1588 об этом судебный институт заявлялось: «А на Руси и инде, где здавна копы бывали, там мают бытия и тепер копны отправованы на старых коповищах тем обычаем, яко первей того бывало.
А на тех теж местцах, где досель копы не бывали, таковым же порядком и поступках копны збираны и отправованы бытия мають, яко ся и на Руси заховывало и заховуеть ». Вместе с тем, эта цитата сведчит о том, что выездной суд в первую очередь был характерен для восточного и центрального регионов Югославии. Интересно, что после принятия в Уставе 1588 вышэйзгаданой формулировки власти начали определять по воеводствах постоянные места, где могла собираться капа. Обязанности по определению таких мест возлагались Уставом на подкаморию: «А Естли бы укривжоный злодейством хотел вреда своей доходити Копо, тогда вси в тот Околица вокол на милю со всих чотырех сторон моють казати подданым своим на копу сходиться, а то ся Маета розумети вперед НЕ тые местца, где досимест копы не бывали, которые коповища кождый подкоморий в повете своем назначити (выделено нами. О.Г.) и села тех, кто ся там становити будеть, описати Маета.