В 1556 г., видя успехи...
В 1556 г., видя успехи московских военных, на их сторону переходит знаменитый полководец Дмитрий Вишневецкий, который отраза принес много хлопот крымским татарам. Московская дипломатия тоже не бездействовала. Стремясь ся увеличить шансы победы, московское руководство в 1555 предлагает Великому княжеству Литовскому заключить антыкрымное соглашение i вместе организовать большую военную операцию против «бусурман». В декабре 1557 г., когда Ливонская война повинно была казаться неизбежной, Иван IV решительно отказывается от крымских предложений о мире i союзе против ВКЛ, доводя через посла до сведения Сигизмунда Августа свои намерения: «...
над пере254 рекопским ныне промышляти хочет, сколко ему Государь нашему Бог помочи подаст, а на христьянство с ним заодин стояти Не хочет, а хочет того, чтоб как ему христьянству избаву учинити от насилованья татарского ». С началом Ливонской войны ситуация не изменилась.
Одновременно с походом на Инфляндию «беречи своего дела над Крымским царем »отправляется с пятитысячный отрядом Д.. Вишневецкий. 19 февраля 1558 г. в Литву направляется московский посол Роман Алферъев с очередной предложением антыкрымскага союза. Масковное руководство не остановило своих настойчивых усилий по сошение антыкрымскай коалиции i после успехов в Ливонии захвата Нарвы i Дерпта. Еще весной 1560, когда уже вызревал московско-литовский конфликт из-за Инфляндии, Иван IV предлагал литвином «о добре хрестьянском промышляти с нами заодин». Отказ от перемирия с Крымским ханством, предложение антикрымского союза Литве i одновременное развертывание военных дейрении действий в Ливонии свидетельствуют о недальновидности московского врак. Москва не учитывала того факта, что в ВКЛ могут быть особенные интересы в Ливонии.
Логика дальнейших событий показывает, что сутью этих интересов было нежелание отдавать стратегически важную территорию в руки своего главного противника. Москва продолжала требовать от инфлянцав выполнения во, подарки договора 1554 i дальнейшего ведения переговоров: «... будет в вас хотение перед государем исправитца и вперед кровь уняти, и вы бы прислали бити челом Государь ».