Заметим, что это делалось...
". Заметим, что это делалось и там, где «досель копы не бывали ». Обнаруженные документы свидетельствуют, что норма, внесена в Устав 1588 г., на местах исполнялось точно. Так, в 1590 гродненским подкаморию Григорием Масальский был составлен специальный документ, который регламентировал правила 235 созыва коп (со ссылкой на соответствующую статью Статута 1588 г.) и определял места капавишчав на территории всего уезда.
МеНовита в 1590 трокский падваявода князь Богдан Огинский натил месте капавишчав в Трокском воеводстве. На основании этих сведений мы можем судить с большой долей вероятности о том, что государство в XVI в. не только законодательно оформила существование судов общины, но определенным образом начала расширять их деятельность на территории ВКЛ. Письма о назначении мест капавишчав и в Гродно и в Тракай в соответствии с Уставом были составлены местными подкоморий.
Отныне Капо, которая собиралась не в предназначенным властями месте, могла считаться неправомерным. Так, в судебном квице ездового Минского воеводства Станислава Багдавич Волка, внесенного в судебную книгу Минского городские суда 25 января 1599 г., отмечалось о взимании копны селе Мацукривичи поместья Лошица. Об оценку этого события в тэксце ясно говорят слова, о том, что копна «постановившисе Сильные кгвалтом »в деревне« иж дей здесь перед тем от стародавней веков николи не бывало, ». Правда, в данном случае решение («Прислуханье») копны НЕ оспаривалось, о чем свидетельствует текст квиты ездового. Как показывает вышеупомянутый текст, копы собирались на спеально предназначенных для этого местах капавишчах.
В них принимали участие (и являлись, таким образом, судьями) простые крестьяне («Мужи») и главы крестьянских общин старцы. На суде гражданда могли участвовать также представители других сословий при обязательного присутствия уполномоченных земских судов ездовой или иных представителей земского или городские суда (чаще всего, это был виж). Последние обязательно вносили свои отчеты («Квиты») об участии в копном суде для занесения в книги земских или городские судов. Отныне решение копного суда приобретала юридическую ценность.
Нельзя считать, что догнать суды были судами, предназначенными только для крестьянства. Конечно, суд общины в первую очередь вырешал вопросы, связанные с проблемами «простых» жителей око стояния, но в ряде случаев в качестве равноправных субъектов судебного процесса могли выступать и крестьянин, и боярин, и дворянин. Естественно, что знать принимала участие в судебных заседаниях капы только в тех случаях, когда рассматриваемые дела касались их непосредственных интересов.