В видении московитов «кровь...
В видении московитов «кровь пролилася от вашего неизсправления и крестного преступления ». Интересно, что после крупных успехов в Ливонии взятия Нарвы i Дерпта, тон разговора с инфлянцами изменился. Царь требовал тяжеспер подчинения себе магистра Ордена: «... похочет магистр государева жалования (подчеркнуто мною.
А.Я.), и он бы сам был бити челом и, по его челобитью посмотрю, государь его пожалует ... ». Это первое сообщение о инкарпарацыйныя намеры Кремля. Захват этих двух важных городов имел большое значение. Масковская государство нашло в Нарве первоклассный морской порт, очень удобный по своему географическому расположению.
Минимум няя длёва-экономических задач, стоящих перед московским правительством, если исходить из положений советских историков о причинах Ливонской войны, был выполнен.
Уже в 1560-1561 г. последствия «Нарвенскага мораплавання» хорошо ощущались. Выход к морю был достигнут, i дальнейшее ведение войны являлось бессмысленным 255 с точки зрения потребностей внешней торговли Московского государства.
Авантюристической суть войны за Инфлянты в будущем дыктавалася причинами иного характера. Здесь кроется еще одно слабое место советской концепции Ливонской войны.
Сначала казалось, что Москва удовлетвориться достигнутыми успехами. В марте 1559 московское правительство заключает перемирие с Ливонской государством до ноября 1559 Посредником при завключении выступили датские послы, которые поручились за приезд в Москву орденского магистра. Это перемирие было роковой поки московитов.
Инфлянты использовали эту передышку для перехода под покровительство ВКЛ (договор от 31 августа 1559) i подрихтовки контрнаступления, которое произошло осенью еще до сканчэнНя срока перемирия.
Быстрый переход конфликта за пределы масковска-Ливонская отношений был неожиданным для Кремля.
Незадолго до подписания перамирных грамот, в феврале 1559 г., проводится большая осанка на Крым во главе с Д.Вишнявецким и Д.Адашавым. В их планы входило высадка на Крымском паввоблюде и нанесение ударов по татарах в самом сердце их государства. Вполне возможно, что перемирие с Ливонии было заключено с вследствие сосредоточения внимания на крымском направлении. Реализацией этой операции московское правительство хотел показать литовским послам, которые находились в это время в Москве, свое искреннее желание уничтожить крымское «гнездо». Таким образом, 1555-1560 г. были для Московского государства иногда, когда она колебалась между двумя приоритетами своей внешжой политики, считая, что ей хватит сил для успешных действиям ний на обоих направлениях крымским i инфляндским.